«Ласточки Победы». Женщины — авиаторы в Великой Отечественной войне

#ДеньПобедыОнлайн, #ПатриотИнформБюро, Главное, Патриотические акции

В рамках Межрегионального проекта «Беляевские чтения» предлагаем вашему вниманию статью о женщинах-авиаторах в Великой Отечественной войне.

В годы Великой Отечественной войны в рядах Красной Армии, наравне с мужчинами, сражалось около 600 000 женщин !   Свыше 90 были удостоены звания Героя Советского Союза, более 100 000 награждены орденами и медалями.

При этом, женщины — авиаторы сражались как в составах обычных «мужских» авиационных полков, так и отдельных «женских».

Предлагаем вашему вниманию материалы о некоторых наиболее известных лётчицах, о истории создания и боевом пути женских авиационных полков.

Никулина Евдокия Андреевна — Герой Советского Союза, Гвардии майор. Окончила Болашовскую авиашколу. Работала пилотом в Смоленском отряде ГВФ. Участница Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. Воевала в составе 588-го ( 46-го Гвардейского Таманского ) НБАП, была командиром эскадрильи. Совершила 774 ночных боевых вылета. После войны работала в Ростовском горкоме КПСС.

Родилась 8 ноября 1917 года в деревне Парфёново, ныне Спас — Деменского района Калужской области, в крестьянской семье. В 1933 году получила специальность лаборанта, окончив школу ФЗУ в городе Подольске при цементном заводе. Позже окончила авиационный техникум и авиационную школу в городе Балашов. Работала лётчиком в авиационном отряде Гражданского Воздушного флота города Смоленска.

С 1941 года а рядах Красной Армии. С 1942 года на фронтах Великой Отечественной войны. Сражалась на Северном Кавказе, Кубани, в Крыму, Польше. Отличилась в Белорусской операции. В ночь на 26 июня 1944 года на участке автодороги Шклов — Черноручье бомбила отступающего врага, вызвала 2 очага пожара.

К сентябрю 1944 года командир эскадрильи 46-го Гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка  ( 325-я ночная бомбардировочная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт )  Гвардии майор Е. А. Никулина совершила 600 боевых вылетов на бомбардировку укреплений, переправ и войск противника, нанеся ему большой урон.

26 октября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоена звания Героя Советского Союза.

Всего выполнила 774 боевых вылета. Лётчицы её эскадрильи совершили около 8000 боевых вылетов, нанеся врагу большой урон в живой силе и технике.

Раскова Марина Михайловна — с 1932 года работала в аэронавигационной лаборатории Военно — Воздушной Академии. По окончании Ленинградского института Гражданского Воздушного Флота в 1934 году стала штурманом. Участвовала в полётах на большие расстояния. 24 — 25 сентября 1938 года вместе с В. С. Гризодубовой и П. Д. Осипенко совершила беспосадочный перелёт Москва — Комсомольск-на-Амуре на самолёте «Родина». Во время Великой Отечественной войны командовала бомбардировочным полком. Погибла в авиационной катастрофе. Похоронена в Кремлёвской стене. Её имя присвоено 125-му Гвардейскому бомбардировочному авиаполку, Тамбовскому ВВАУЛ, пассажирскому теплоходу на Волге. Автор книги «Записки штурмана».

Родилась 28 Марта 1912 года в Москве, в семье служащего. Окончила 9 классов. С 1932 года работала в аэронавигационной лаборатории Военно — Воздушной академии. Окончила Ленинградский институт Гражданского Воздушного Флота, в 1934 году стала штурманом. В 1935 году окончила школу пилотов Центрального аэроклуба Осоавиахима. Участвовала в полётах на большие расстояния с установлением мировых рекордов. С 1938 года в Красной Армии.

24 — 25 Сентября 1938 года штурман Капитан М. М. Раскова вместе с В. Гризодубовой и П. Осипенко совершила беспосадочный перелёт на самолёте «Родина» по маршруту Москва — Дальний Восток ( Комсомольск — на — Амуре ). 2 Ноября 1938 года удостоена звания Героя Советского Союза.

С Января 1942 года в действующей армии. Командир женского бомбардировочного авиационного полка Майор М. М. Раскова погибла 4 Января 1943 года при исполнении служебных обязанностей.

Похоронена в Москве на Красной площади у Кремлёвской стены. Награждена орденами Ленина ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени. В годы войны её имя было присвоено 125-му Гвардейскому бомбардировочному авиационному полку.

Имя Героини носит Тамбовское высшее военное авиационное училище лётчиков, где установлен бюст; площадь и улица в Москве и других городах России, в том числе, в Смоленске.

Валентина Степановна Гризодубова  — советская лётчица, полковник , участница одного из рекордных перелётов, участница Великой Отечественной войны, первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза, Герой Социалистического Труда.

Валентина Гризодубова — дочь изобретателя и лётчика Степана Васильевича Гризодубова. Родилась в Харькове 27 апреля (по старому стилю 14 апреля) 1909 года (эта подлинная дата рождения установлена сотрудниками музея Гризодубовых в Харькове; официальной же датой рождения считается 31 января (18 января по старому стилю) 1910 года).

Уже в два с половиной года Валентина поднялась в небо на отцовском аэроплане с харьковского аэродрома, привязанная к отцу ремнями. В 14 лет она совершила первый полёт на планере в Коктебеле на слёте планеристов.

В октябре 1937 года установила пять мировых авиационных рекордов для женщин на легкомоторных самолётах. 24—25 сентября 1938 года в качестве командира экипажа вместе с П. Д. Осипенко и М. М. Расковой на самолёте «Родина» (АНТ-37 «Родина») совершила беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток, установив международный женский рекорд дальности полёта (за 26 часов 29 минут покрыто расстояние в 6450 км). После Урала прервалась радиосвязь с землёй, поэтому экипаж пролетел мимо Комсомольска-на-Амуре, где планировалась посадка и торжества. Когда бензина осталось на полчаса, Гризодубова решила садиться в тайге с убранными шасси и приказала Расковой прыгать с парашютом. Самолёт приземлился на болота в верховьях таёжной реки Амгуни. Поиски самолёта велись активно, и экипаж всё-таки обнаружили с воздуха.

Во время Великой Отечественной войны, с марта 1942 года по октябрь 1943 года, командовала 101-м авиаполком Авиации дальнего действия. На май 1943 года лично совершила около 200 боевых вылетов (в том числе 132 — ночных) на самолёте Ли-2 на бомбардировку вражеских объектов, для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержки связи с партизанскими отрядами. В 1943 году Валентине присвоено звание полковника.

В послевоенные годы по личной инициативе Гризодубовой был создан уникальный Научно-исследовательский лётно-испытательный центр (НИЛИЦ) на аэродроме Солнцево, который она и возглавила. В 1972 году Гризодубова вернулась в Институт приборостроения на должность заместителя начальника, где проработала до 1993 года. Умерла 28 апреля 1993 года, похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.

В Москве на Кутузовском проспекте у входа в Московский научно-исследовательский институт приборостроения 1 сентября 2000 года установлен памятник Гризодубовой. Улицы Гризодубовой есть в Москве и других городах России, в том числе, в Смоленске.

Статья подготовлена по материалам http://airaces.narod.ru/woman/womans.htm

Межрегиональный проект «Беляевские чтения» направлен на патриотическое воспитание и научное просвещение детей и молодежи, популяризацию идей и достижений авиации и космонавтики.

Особое уважение,  внимание и интерес участников Проекта вызывают судьбы и подвиги лётчиц Великой Отечественной войны. В память о женщинах-лётчицах Великой Отечественной войны ежегодно с декабря 2015 года в рамках Проекта проходит конкурс «Ласточки Победы».  В годы Великой Отечественной войны солдаты и командиры Советской армии с любовью и уважением называли женщин — лётчиц Ласточками.

9 апреля 2021 15:34